В последние годы очень много говорится о необходимости применения информационно-коммуникационных технологий в современных образовательных учреждениях, которые работают со знаниями и информацией. Информационные технологии идеально подходят для того, чтобы, органично вписавшись в процесс передачи знаний, повысить эффективность преподавания, сделать его более успешным.
Главный принцип успешности – посильность и постепенность. Коллектив гимназии стремится сделать процесс образования успешным. К выбору цели можно подходить по-разному: по степени престижности, абстрактно, а можно идти по пути практичности и объективности, исходя из конкретных, актуальных задач, с учетом индивидуальных особенностей и способностей учащихся. Это позволяет рассчитывать на то, что цель - сделать обучение успешным, будет достигнута.
Вопрос, насколько тот или иной ученик в полной мере проявляет себя на занятиях, о его перспективном росте и наибольшей реализации, всегда является актуальным для учителя, родителей и самих детей. Конечно, чтобы вести разговор о качестве обучения, необходимо иметь полную картину о самом ребенке. С этой целью в гимназии наряду с другими качественными показателями для изучения уровня интеллекта в сотрудничестве с информационно-коммуникационным центром мы используем метод Амтхауэра, апробированный Санкт – Петербургским институтом «Иматон», адаптированный для российских школ. Подобного рода исследованием мы занимаемся с 1998 года. Первоначально это выглядело в виде изучения школьно-значимых функций, влияющих на обучение. Именно информатизация процесса психологических исследований, проведение полного анализа полученного материала является центральной идеей разработанной в гимназии модели оценки качества обучения.
Изучить и в полной мере всесторонне проанализировать сформированность интеллектуальных составляющих даже одного ученика без использования ИКТ весьма затруднительно. Без включения объект – субъектных характеристик такие исследования будут носить точечный характер. Метод Амтхауэра представляет собой достаточно серьезную работу, позволяющую определить, в какой мере у ребенка развиты те или иные способности. Разумеется, если речь идет о массовой диагностике (класса или параллели, гимназии в целом), сопоставлении с другими позициями (учеба, здоровье, социальный статус семей, образование родителей), об отслеживании динамики по годам, то становится очевидным, что без специальной программы и компьютерной обработки сделать это не представляется возможным.
Интеллект человека имеет тысячи составляющих, изучать которые можно на протяжении всей жизни, но есть определенные мыслительные операции (способность запоминать, анализировать, логически мыслить и т.д.), непосредственно влияющие на общий уровень развития ученика в целом и на способности к обучению в частности. Именно они занесены в базу данных.
На слайде вы можете просмотреть, какие из мыслительных операций изучаются. В нижней части слайда –результаты различных лет обучения (5,7 и 9 классы). Такого рода значения в базе данных информационно-аналитического отдела есть на каждого ученика, это помогает видеть четкую картину по гимназии в целом. Кроме того, компьютерная программа позволяет анализировать отдельные позиции. Например, способности к запоминанию определенного ученика, класса или всей параллели.
Наверное, может возникнуть естественный вопрос: насколько точны и достоверны подобного рода показатели? Говорить о бесспорности полученных данных смысла нет (ведь речь идет о человеческом факторе), но результаты таких исследований зарекомендовали себя с достаточной долей объективности. Особенно хочется подчеркнуть, что они конфиденциальны и являются вспомогательным источником информации, дополняющим общую характеристику ученика.
Получив так называемый рейтинг (это специфическая цифра- средний балл по 9 изучаемым мыслительным операциям), мы имеем возможность прогнозировать реализацию потенциальных возможностей учащихся.
Известно, что более 90 % информации учащийся получает на уроке. И именно урок является системообразующим элементом процесса обучения. Допустим, что ученик имеет достаточно хорошие задатки и способности, но в силу определенных причин не может себя реализовать в полной мере. «Какова специфика таких проблем и что является причиной такой неуспешности?» - эти вопросы ставит перед собой и администрация, и учитель-предметник, и классный руководитель. Иногда случается ситуация прямо противоположная: имея средние способности, ребенок (благодаря усердию, усидчивости и помощи родителей) учится весьма успешно – это, бесспорно, заслуживает внимания, требует стимуляции. Необходимо отметить, что есть ученики со средними и даже низкими интеллектуальными способностями, и в таких случаях необходимо определить и рекомендовать оптимальную нагрузку (подходящие методы и формы работы, те, что позволяют ребенку постепенно, посильно обучаться и чувствовать себя успешным). Современные информационные технологии дают колоссальные возможности именно в сфере психологических исследований, поскольку могут относительно точно продемонстрировать качество реализации учеником своих способностей, при этом ведущая роль по-прежнему остается за учителем. Для учителей-предметников разработан целый блок рекомендаций. Прежде всего, это информация о том, к какой методической группе принадлежит класс, где работает учитель.
Информация о дифференциации классов по методическим группам
Классы |
Средний балл |
Рейтинг |
Методическая группа класса |
9В |
4,24 |
1,97 |
II предметно-развивающая |
9Г |
4,01 |
2,01 |
III репродуктивно- усложненная |
9Д |
3,44 |
1,44 |
V репродуктивно- упрощенная |
10А |
4,49 |
2,87 |
I аналитико-исследовательская |
10Б |
4,17 |
2,7 |
I аналитико-исследовательская |
10В |
4,14 |
2,18 |
IV репродуктивная |
10Г |
4,03 |
2,05 |
IV репродуктивная |
11А |
4,53 |
3,15 |
I аналитико-исследовательская |
11Б |
3,97 |
2,39 |
III репродуктивно- усложненная |
Четкая дифференциация классов, принадлежность к определенной категории, позволяет педагогу использовать те формы и методы работы, которые являются оптимальными для учащихся. Допустим, ученики с высоким уровнем интеллекта относятся к I –аналитико-исследовательской группе, и работа в таком классе на репродуктивном (воспроизводящем) уровне не будет иметь смысла, снизит мотивацию ребят, их познавательную активность. Напротив, в классах, где интеллектуальный потенциал на низком уровне, учитель, исходя из способностей учащихся, использует репродуктивные формы, в большей степени опираясь на слуховые и зрительные возможности и т.д.
Кроме этого, мы знакомим учителя-предметника со структурой класса. Исходя из того, что в одном коллективе могут оказаться дети с разным уровнем интеллекта, учитель использует в большей степени групповые формы работы, индивидуальные задания, разноуровневые материалы.
Интеллектуальные возможности (структура) класса
Для учителей подобного рода материал – ориентир на имеющиеся способности, рекомендации по развитию определенных интеллектуальных составляющих, подбору оптимальных способов и форм работы. Для администрации эта информация – вспомогательная инструкция при посещении уроков, возможность просмотреть адекватность подачи материала, соответствие уровню требований.
Интеллектуальные возможности учащихся 8-х классов
В контексте оценки качества обучения участниками образовательного процесса используется информация по интеллектуальному потенциалу учащихся.
Администрацией:
-информация (база данных) об интеллектуальном потенциале учащихся гимназии;
- информация об одаренных и предметно успешных учащихся;
-информация о принадлежности классов к методическим группам;
-информация к комплектованию предпрофильных и профильных классов.
Как уже отмечалось, учителям, работающим с классом, с параллелью, такая картина помогает сориентироваться и в подборе программного материала, и в дифференцировании заданий и уровня требований, а для администрации это позиция, позволяющая ориентироваться при планировании состава предпрофильных и профильных классов, классов с углубленным изучением материала.
Практически все школы пришли к необходимости профильного обучения. Наверное, многие сталкивались с проблемой комплектования таких классов. Сложность заключается в том, чтобы без конфликтов убедить ученика и родителей, обосновать свое видение. Данный материал является хорошим подспорьем, позволяет грамотно аргументировать необходимость или возможность обучения ребенка в том или ином классе, просмотреть предполагаемую реализацию ученика в том или ином направлении.
Родителями:
-интеллектуальные возможности ребенка;
-предрасположенность к определенному направлению;
-информация о профессиональной реализации;
-индивидуальные рекомендации о коррекционных мероприятиях.
Обратимся к таблице: (цветовой фон: красный – очень успешно, желтый – возможности есть, но не особенно ярко выражены, черный – не рекомендуется данное направление профиля). При комплектовании профильных классов и прогнозировании успешности в данном профиле этот анализ обязательно учитывается.
Рекомендации для комплектования профильных классов
№ |
Учащийся |
Гуманитарный |
Ест.научн. (хим,биол) |
Физ-мат |
Эконом |
Лингвист. |
Юрид. |
IQ |
1 |
АНТИПИНА А.И. |
2,25 |
2,13 |
1,71 |
1,83 |
2,88 |
2,65 |
2,69 |
2 |
БАБЕЦ Я.Т. |
1,58 |
1,88 |
1,71 |
1,75 |
2,19 |
2,3 |
2,73 |
3 |
БАЗОВКИНА А.Ю. |
2,17 |
2,13 |
1,79 |
1,67 |
2,31 |
2,25 |
2,49 |
4 |
БЫКОВА В.И. |
2,08 |
2 |
1,58 |
1,67 |
2,69 |
2,5 |
2,44 |
5 |
ГУДКОВА Е.В. |
2,5 |
2,63 |
2,17 |
2,33 |
2,94 |
2,95 |
2,35 |
6 |
ГУРОВА Н.В. |
1,33 |
1,5 |
1,42 |
1,67 |
1,56 |
1,65 |
2,78 |
7 |
ДЕНИСЕНКО Ф.В. |
2 |
2,13 |
1,75 |
2,08 |
2,44 |
2,45 |
1,99 |
8 |
ЕВЛАКОВА А.В. |
1,25 |
1,63 |
1,38 |
2 |
1,75 |
1,95 |
2,35 |
9 |
ЕСИПОВА Ю.А. |
1,25 |
1,56 |
1,33 |
1,83 |
1,69 |
1,85 |
2,31 |
Показатели |
2,3,4 |
1,2,3,4 |
2,3,4,5,6,8 |
1,2,5 |
2,3,4,9 |
1,2,3,4,9 |
|
Возможна ситуация, когда новый педагог приходит в коллектив в середине учебного года, или класс, в силу обстоятельств, попадает к другому учителю. В таких случаях мы рекомендуем учителю ознакомиться с психологическим портретом класса или, скажем так, анализом интеллектуальных способностей классного коллектива. Такая информация востребована, и многие учителя периодически к ней обращаются, планируя те или иные мероприятия.
Учителями:
- информация по интеллектуальным возможностям (учащиеся, класс, параллель);
-характеристика (структура) класса;
-рекомендации форм и методов работы;
-успешные учащиеся и группа педагогической поддержки.
Уже отмечалось, что изучением интеллектуальных способностей мы занимаемся не один год. И каждый раз в ходе работы сталкиваемся с определенного рода вопросами от учителей-предметников, кто из учеников является предметно успешным, стабильным, перспективным в данном направлении; от родителей, в каком профессиональном направлении ребенку будет наиболее комфортно, каковы его перспективы и сможет ли он себя реализовать. Для самих учащихся данный вопрос – это и повышение самооценки, и способ самопознания, и мотивирующий фактор.
Учениками:
- информация об интеллектуальных возможностях;
- рекомендации индивидуального развития;
- рекомендации профессиональной направленности;
- индивидуальные консультации о способах самостоятельной коррекции.
Изучение интеллектуальной сферы ребенка, диагностика его способностей, прогнозирование результатов – это не самоцель, а лишь первый этап, за которым логично следуют консультации, коррекция и другие формы работы.
|